Разработка сметы — это процесс прогнозирования стоимости строительства структуры. Конечно, подрядчики и клиенты беспокоятся о финансовой стороне вопроса. Владельцы проектов используют смету затрат для определения объема и осуществимости проекта, а также для распределения бюджетов.
Хорошая калькуляция не позволяет строителю потерять деньги и помогает клиенту избежать переплаты.
Смета расходов — это сумма всех затрат, связанных с проектом от начала до конца (продолжительность проекта). Эти затраты по проекту могут быть разделены на несколько категорий и уровней, но простейшая классификация делит затраты на две основные категории: прямые затраты и косвенные затраты.
Прямые затраты
Прямые затраты широко классифицируются как связанные с одной областью. Другими словами прямые затраты — это расходы, рассчитанные исключительно на конкретный проект. Они могут включать заработную плату проектной команды, затраты на ресурсы для производства материала, топливо для оборудования и деньги, потраченные на устранение любых рисков, связанных с конкретным проектом.
Косвенные затраты
В данную категорию расходов входят все затраты, не связанные непосредственно с работами на объекте. Контроль качества, затраты на безопасность и коммунальные услуги обычно классифицируются как косвенные затраты, поскольку они распределяются по нескольким проектам и не могут напрямую оплачиваться в рамках одного проекта.
Помимо широких классификаций прямых и косвенных затрат, расходы по проекту относятся к более конкретным категориям. Общие виды расходов включают:
- Труд. В данную категорию входят затраты на человеческие ресурсы. Проще говоря, на зарплаты рабочим.
- Материалы. Всегда нужно знать, сколько материала понадобиться для реализации проекта. При этом всегда берется на 10-15% материала больше, чтобы исключить нехватку материала.
- Оборудование. При строительстве всегда используется профессиональное оборудование, которое нужно закупать, а затем обслуживать.
- Услуги. Стоимость внешней работы, которую компания ищет для любого проекта (продавцы, подрядчики и т.д.).
- Программное обеспечение.
- Аппаратное обеспечение.
- Затраты на непредвиденные расходы. Иногда, бывают ситуации, когда купленного материала не хватает или сломалось оборудование. Данная категория учитывает подобные ситуации.
Территориальные единичные расценки (ТЕР)
Давайте разберем, что такое составление смет в ТЕР. Как понятно из названия главы, ТЕР – это территориальные единичные расценки. ТЕР разработан специально для использования в разных регионах нашей страны.
Смета ТЕР — это смета, которая высчитывает, при помощи специальных индексов, расходы на различные материалы и услуги, учитывая каждый конкретный регион в России.
Если Вы съездите в разные регионы России, например, побываете на Камчатке, а потом приедете в Калининград, вы увидите, что расценки, как на материалы, так и на услуги, существенно различаются.
К тому же, учитываются такие факторы как:
- Климат в регионе;
- Условия труда
- Сроки доставки;
- ЗП рабочих и т.д.
Если случится такая ситуация, что в ТЕрах на конкретный регион нет расценок на какие-то виды услуг или материалы, то при составлении сметы за основу берут ФЕР. Либо учитываются те расценки, о которых договорились заказчик и исполнитель.
Кому удобнее пользоваться ТЕР?
Использовать ТЕР рационально использовать тем компаниям, которые принимают участие в аукционах проводимых администрацией региона. Важно помнить, что смета, которая была составлена в ТЕРах, действительна только на той территории, для которой она создавалась.